ПН-ПТ: 08.00-16.30
Версия для слабовидящих

    Информационно-просветительские материалы «Семья – основа мира!», в рамках информационной кампании «Сердце отдаю детям».

    Отдел образования Кореличского районного исполнительного комитета

    Пояснительная записка

    Ежегодно в Беларуси насчитывается около 15 тысяч детей из категории сирот и оставшихся без попечения родителей. В среднем более 2 тысяч несовершеннолетних в год лишаются опеки родителей по тем или иным причинам. Социальных сирот в разы больше, чем биологических. Многие из них подлежат усыновлению, большая часть воспитывается в замещающих семьях. Однако остается значительная часть детей, проживающих в интернатных учреждениях.

    Актуальность проблемы обусловлена тем, что количество социальных сирот остается достаточно высоким. Новых подходов и большего внимания требует профилактика семейного неблагополучия, необходим комплексный подход в работе с семьями. Одним из главных направлений государственной политики является популяризация семейных форм устройства биологических и социальных сирот.

    Еще один вопрос, требующий решения – наличие случаев досрочного расторжения договоров с замещающими родителями из-за ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей.

    Особое внимание стоит уделить распространению информации о существующих формах замещающего родительства. Поскольку многие люди, возможно, хотели бы помочь и взять на воспитание ребенка, но не обладают необходимыми знаниями, не имеют представления о данной процедуре.

    Таким образом, необходима комплексная работа по поиску, подготовке и дальнейшему сопровождению замещающих семей.

    Цель — актуализация опыта по поиску и работе с замещающими семьями для устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Задачи:

    • повысить информированность населения о важности семьи для каждого ребенка и существующих формах семейного устройства сирот;
    • обобщить опыт по проведению информационно-просветительской работы с потенциальными, будущими или действующими замещающими родителями;
    • предложить практические материалы для работы с населением по формированию семейных ценностей и популяризации замещающего родительства.

    В данной работе подобраны вопросы, которые необходимо объяснять населению, чтобы сформировать осознанное желание принять на воспитание ребенка и подготовить каждого к замещающему родительству. Поскольку многих желающих помочь детям-сиротам и тем, кто остался без попечения родителей, останавливает неизвестность, страх, что не получится и некуда будет обратиться за помощью. Также представлены практические материалы – буклеты, упражнения, опросы, предложены формы работы со взрослыми людьми, которые не слышали о формах семейного устройства или ранее не задумывались о возможном пополнении в семье таким способом.

    Какие средства можно использовать для популяризации замещающего родительства, проведения информационно-просветительской работы со взрослым населением?

    Важно выходить за рамки социально-педагогического центра, распространять информацию в обычной жизни населения. Предлагаем использовать следующие ресурсы:

    1. Буклеты, листовки, прочие материалы с призывом взять на воспитание ребенка-сироту и адресами, куда можно обратиться за подробной консультацией (Приложение 1). Размещать их на сайтах учебных учреждений, в файе, коридорах, кабинетах, на стендах и информационных табло в поликлинике, райисполкоме, ЦСОН, на почте, других значимых в районе объектах.
    2. Информация о телефонах горячей линии, Национального центра усыновления Министерства образования Республики Беларусь, местных социально- педагогических центров, органов опеки в магазинах и прочих местах проведения акций «Соберем детей в школу», «Вера в чудо», «Другая жизнь», «Букет добра» и пр.
    3. Статьи в местных газетах. Данный ресурс позволяет на регулярной основе размещать информацию, касающуюся сиротства в нашей стране, замещающего родительства и взаимоотношений взрослых и детей. Это может быть правовая и юридическая помощь с указанием пакета документов и описанием процедуры создания приемной, опекунской семьи, усыновления. В газете также можно размещать материалы об успешном опыте замещающих семей района, консультации и интервью специалистов данной области, привлекать местное население к участию в благотворительных акциях, проводимых для оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
    4. Родительские собрания с привлечением педагогов-психологов и специалистов социально-педагогических центров, священнослужителей, специалистов сектора охраны детства, вышестоящих организаций. Это возможность поднять и обсудить проблему социального сиротства в стране, подтолкнуть родителей к обдумыванию того, как они могли бы помочь другим детям. На каждом собрании необходимо оставлять контактную информацию специалистов, готовых дать подробную консультацию.
    5. Сочинения. Это способ донести информацию до родителей через детей. Многие школьники рассказывают дома, чем они занимались в школе. Можно предложить учащимся средних и старших классов написать сочинение на данную тематику: «Почему не у всех есть родители?», «Кому тяжелее?», «У всех ли должны быть мама и папа?», «Что чувствуют те, у кого нет семьи?», «Что мы можем сделать для них?», «Как сделать счастливым человека без семьи?», «Хотел бы я иметь братика или сестричку?», «Родительской любви хватит на всех?» и пр. Некоторые сочинения можно зачитать на родительском собрании или предложить детям обсудить данный вопрос с родителями дома.
    6. Собрания трудового коллектива. В любой большой организации найдутся сотрудники, которые хотели бы, но по каким-либо медицинским показаниям не могут иметь детей. При этом не каждый из них точно понимает, что такое усыновление. Выступление специалистов может помочь им сделать первый шаг навстречу к полноценной семье. Кроме этого с сотрудниками, далекими от педагогики и социальных проблем, можно проводить опросы, которые помогут им задуматься о социальном сиротстве и своем участии в решении данной проблемы. Вопросы анкеты можно подбирать в зависимости от возрастной категории, пола, прочих особенностей коллективов. Примерный перечень утверждений для обсуждения представлен в Приложении 2.

    Это методы информационно-просветительской работы со взрослым населением, главная задача которой – дать толчок размышлениям, обсуждению в семьях и коллективах проблемы сиротства, вопросов создания замещающих семей, оказания помощи сиротам.

    О чем следует рассказать людям, которые только узнали или уже заинтересовались формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

    Главные сдерживающие факторы для большинства людей – неинформированность или ложная информация о замещающем родительстве, страх перед неизвестностью, неуверенность в своих силах и в том, что кто-то поможет, мнение окружающих. Поэтому кроме главного вопроса – особенности и отличия форм семейного устройства в РБ, рекомендуем затрагивать следующие вопросы:

    1. Причины семейного неблагополучия и сиротства. Как каждый из нас может помочь решить этот вопрос?
    2. У замещающих родителей есть не только обязанности, но и права, защищенность со стороны государства.
    3. Какая поддержка оказывается? Ведь главный страх людей, что замещающая семья и усыновление – это очень сложно и морально, и материально.
    4. Тайна усыновления – всегда ли она нужна и какие гарантии?
    5. Мифы о замещающем родительстве. Общественное мнение имеет большое значение для многих людей, поэтому важно заранее оговаривать сложившиеся стререотипы и ошибочные мнения общества. Основные заблуждения:
    6. Среди детей-сирот нет здоровых
    7. Плохая наследственность – обязательная характеристика детей-сирот
    8. Детей в семью берут только те, кто не может иметь своих
    9. Никто не должен знать, что в семье воспитывается чужой ребенок
    10. Лучше, чтобы у ребенка не было кровных родственников
    11. Как ни старайся, он все равно захочет уйти к биологическим родителям, ведущим аморальный образ жизни
    12. Невозможно полюбить чужого ребенка
    13. Ребенок никогда не будет благодарен.
    14. Только правда о ребенке! Еще одно заблуждение людей состоит в том, что органы опеки, сотрудники интернатных учреждений или медики могут скрыть серьезные заболевания детей, чтобы семьи не отказались их взять. Необходимо донести до граждан, что усыновление или создание замещающей семьи – это не приобретение «кота в мешке». Что о каждом ребенке предоставляется достоверная информация со всеми подтверждающими документами.

    Также необходимо транслировать положительный опыт, эмоции и события, связанные с приемными, усыновленными детьми, прибегать к помощи действующих замещающих родителей. Нужно предоставлять информацию о тематических телеграмм-каналах, страничках популярных замещающих семей в Инстаграм, Тик-ток, прочих социальных сетях, которые транслируют свой положительный опыт воспитания детей.

    Еще один способ актуализировать рассуждение и обсуждение важности проблемы сиротства и вопросов замещающего родительства в обществе – популяризация художественных и документальных фильмов, мультфильмов «Нахлебник», «Эксперименты Гарри Харлоу», «Я сюда больше никогда не вернусь», «Волчишко», «Дети без любви», «Лев», «Васька», «Исцеление детства», «Жди», «Невидимые», «Приключение Реми», «Янко + Яна», «Папаши без вредных привычек», «Это не навсегда», «Ничей», «Девочка из города», «Семья по-быстрому», «Магазинные воришки», «Дитя с Марса», «В поисках мамы», «Мать и мачеха», «Дом ветра» и пр.

    Практические упражнения, которые можно предлагать потенциальным замещающим родителям и тем, кто уже проходит соответствующее обучение

    Жизненные потребности

    Какие есть потребности у детей и могу ли я их удовлетворить?

    Любовь

    Ласка

    Забота

    Контроль

    Базовые потребности

    Внимание

    Помощь в подготовке уроков

    Похвала

    Воспитание

    Совместная деятельность

    Развитие

    Безопасность

    Саморегуляция

    Поддержка

    Признание

    Принадлежность к семье

    Безопасность

    Стабильность

    Свобода

    Общение

    Доверие

    Положительные эмоции

    Какие еще потребности я могу удовлетворить?                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

    Риски и ресурсы семьи

    Это обязательная процедура при проведении обучения кандидатов в усыновители, приемные родители, родители-воспитатели. Однако данную оценку семейных возможностей можно проводить и в рамках родительских собраний, собраний трудовых коллективов – среди тех, у кого есть желание уточнить данный аспект.

    Представление о будущем

    Составление легенд или сказок о будущем, а также известное многим сочинение о том, как ребенок появился в семье. Это упражнение можно проводить вместе с биологическими детьми. Сюда же относится упражнение, в ходе которого необходимо представить спектр эмоций и ощущений во время и после появления ребенка в семье.

    Портрет ребенка

    Упражнение, требующее воображения и формирования пожеланий. Предлагается составить возможный портрет ребенка (его внешности, возраста, пола, характера, особенностей, увлечений и пр.).

    План квартиры

    Схематичное, по возможности подробное описание плана жилья, где в последующем можно обозначить место для ребенка, распределить комнаты, запланировать место за столом для каждого члена семьи после появления малыша.

    Распределение времени

    Упражнение предполагает составление круговой диаграммы с процентным распределением каждой роли человека – семьянина, родителя, дочери или сына, брата или сестры, работника, подруги или друга, покупателя, пациента и прочих в зависимости от насыщенности жизни каждого. Далее необходимо изменить процентное соотношение, при необходимости убрать какую-то роль, чтобы выделить время на принятого в семью ребенка. Например, если это малыш в возрасте до 3-х лет, то часть с работой скорее всего уберется из диаграммы. Это упражнение позволяет максимально исключить неожиданности, получить представление о том, каким временем и какими занятиями придется пожертвовать и как распределить имеющийся временной ресурс, чтобы уделить ребенку достаточно внимания и стать для него полноценным родителем.

    Список использованных источников

    • Гайсина Г.И. Семейное жизнеустройство детей, оставшихся без родительского попечения: проблемы, тенденции, перспективы // Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РБ: достижения, перспективы: Мат-лы регион. НПК. – Уфа: «АСТАРТА», 2008. – С.18-25.
    • Францкевич И.П. Рабочая тетрадь слушателя курсов подготовки кандидатов в усыновители. Составитель: педагог-психолог ГУО «Социально-педагогический центр Партизанского района г.Минска», 2023.

    Приложение 1

    Приложение 2

    Вопросы анкеты для проведения на родительских и собраниях трудового коллектива (опросы могут быть анонимными)

    • Я люблю перемены в жизни
    • Мне комфортнее привычный жизненный уклад, постоянство и комфорт
    • Я готов(а) воспитать ребенка
    • Не считаю нужным брать на воспитание чужих детей, даже если они остались без родителей
    • Моей заботы хватит на всех детей
    • Я предполагаю наличие еще одного или единственного ребенка в своей семье через 5 лет
    • Моих доходов хватит еще на одного члена семьи
    • У меня есть с кем посоветоваться в сложной ситуации или, когда нужно сделать выбор
    • Я люблю помогать другим людям
    • Чужие дети могут вызвать у меня умиление или теплые чувства
    • Я считаю, что каждый ребенок заслуживает иметь семью
    • Я достаточно осведомлен (на) о проблеме сиротства в нашей стране
    • Если придется кардинально поменять свою жизнь, я с этим справлюсь
    • У меня есть надежный тыл в лице родственников
    • Я сожалею о том, что дети становятся сиротами
    • У меня нет жизненного ресурса и времени помогать сиротам
    • Я знаю о замещающих семьях в нашем районе
    • Считаю, что воспитывать детей – непосильный для меня труд
    • У меня хватает в жизни сложностей, чтобы думать еще о чужих детях
    • Хотел(а) бы помочь сиротам, но пока не знаю, как
    • Никогда ранее не задумывался(лась) о проблеме сиротства

    Задайте эти вопросы себе и своим близким. Возможно, именно вы сможете кому-то помочь, кого-то сделать счастливым!