Информационно-просветительские материалы «Семья – основа мира!», в рамках информационной кампании «Сердце отдаю детям».
Отдел образования Кореличского районного исполнительного комитета
Пояснительная записка
Ежегодно в Беларуси насчитывается около 15 тысяч детей из категории сирот и оставшихся без попечения родителей. В среднем более 2 тысяч несовершеннолетних в год лишаются опеки родителей по тем или иным причинам. Социальных сирот в разы больше, чем биологических. Многие из них подлежат усыновлению, большая часть воспитывается в замещающих семьях. Однако остается значительная часть детей, проживающих в интернатных учреждениях.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что количество социальных сирот остается достаточно высоким. Новых подходов и большего внимания требует профилактика семейного неблагополучия, необходим комплексный подход в работе с семьями. Одним из главных направлений государственной политики является популяризация семейных форм устройства биологических и социальных сирот.
Еще один вопрос, требующий решения – наличие случаев досрочного расторжения договоров с замещающими родителями из-за ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей.
Особое внимание стоит уделить распространению информации о существующих формах замещающего родительства. Поскольку многие люди, возможно, хотели бы помочь и взять на воспитание ребенка, но не обладают необходимыми знаниями, не имеют представления о данной процедуре.
Таким образом, необходима комплексная работа по поиску, подготовке и дальнейшему сопровождению замещающих семей.
Цель — актуализация опыта по поиску и работе с замещающими семьями для устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи:
- повысить информированность населения о важности семьи для каждого ребенка и существующих формах семейного устройства сирот;
- обобщить опыт по проведению информационно-просветительской работы с потенциальными, будущими или действующими замещающими родителями;
- предложить практические материалы для работы с населением по формированию семейных ценностей и популяризации замещающего родительства.
В данной работе подобраны вопросы, которые необходимо объяснять населению, чтобы сформировать осознанное желание принять на воспитание ребенка и подготовить каждого к замещающему родительству. Поскольку многих желающих помочь детям-сиротам и тем, кто остался без попечения родителей, останавливает неизвестность, страх, что не получится и некуда будет обратиться за помощью. Также представлены практические материалы – буклеты, упражнения, опросы, предложены формы работы со взрослыми людьми, которые не слышали о формах семейного устройства или ранее не задумывались о возможном пополнении в семье таким способом.
Какие средства можно использовать для популяризации замещающего родительства, проведения информационно-просветительской работы со взрослым населением?
Важно выходить за рамки социально-педагогического центра, распространять информацию в обычной жизни населения. Предлагаем использовать следующие ресурсы:
- Буклеты, листовки, прочие материалы с призывом взять на воспитание ребенка-сироту и адресами, куда можно обратиться за подробной консультацией (Приложение 1). Размещать их на сайтах учебных учреждений, в файе, коридорах, кабинетах, на стендах и информационных табло в поликлинике, райисполкоме, ЦСОН, на почте, других значимых в районе объектах.
- Информация о телефонах горячей линии, Национального центра усыновления Министерства образования Республики Беларусь, местных социально- педагогических центров, органов опеки в магазинах и прочих местах проведения акций «Соберем детей в школу», «Вера в чудо», «Другая жизнь», «Букет добра» и пр.
- Статьи в местных газетах. Данный ресурс позволяет на регулярной основе размещать информацию, касающуюся сиротства в нашей стране, замещающего родительства и взаимоотношений взрослых и детей. Это может быть правовая и юридическая помощь с указанием пакета документов и описанием процедуры создания приемной, опекунской семьи, усыновления. В газете также можно размещать материалы об успешном опыте замещающих семей района, консультации и интервью специалистов данной области, привлекать местное население к участию в благотворительных акциях, проводимых для оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
- Родительские собрания с привлечением педагогов-психологов и специалистов социально-педагогических центров, священнослужителей, специалистов сектора охраны детства, вышестоящих организаций. Это возможность поднять и обсудить проблему социального сиротства в стране, подтолкнуть родителей к обдумыванию того, как они могли бы помочь другим детям. На каждом собрании необходимо оставлять контактную информацию специалистов, готовых дать подробную консультацию.
- Сочинения. Это способ донести информацию до родителей через детей. Многие школьники рассказывают дома, чем они занимались в школе. Можно предложить учащимся средних и старших классов написать сочинение на данную тематику: «Почему не у всех есть родители?», «Кому тяжелее?», «У всех ли должны быть мама и папа?», «Что чувствуют те, у кого нет семьи?», «Что мы можем сделать для них?», «Как сделать счастливым человека без семьи?», «Хотел бы я иметь братика или сестричку?», «Родительской любви хватит на всех?» и пр. Некоторые сочинения можно зачитать на родительском собрании или предложить детям обсудить данный вопрос с родителями дома.
- Собрания трудового коллектива. В любой большой организации найдутся сотрудники, которые хотели бы, но по каким-либо медицинским показаниям не могут иметь детей. При этом не каждый из них точно понимает, что такое усыновление. Выступление специалистов может помочь им сделать первый шаг навстречу к полноценной семье. Кроме этого с сотрудниками, далекими от педагогики и социальных проблем, можно проводить опросы, которые помогут им задуматься о социальном сиротстве и своем участии в решении данной проблемы. Вопросы анкеты можно подбирать в зависимости от возрастной категории, пола, прочих особенностей коллективов. Примерный перечень утверждений для обсуждения представлен в Приложении 2.
Это методы информационно-просветительской работы со взрослым населением, главная задача которой – дать толчок размышлениям, обсуждению в семьях и коллективах проблемы сиротства, вопросов создания замещающих семей, оказания помощи сиротам.
О чем следует рассказать людям, которые только узнали или уже заинтересовались формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Главные сдерживающие факторы для большинства людей – неинформированность или ложная информация о замещающем родительстве, страх перед неизвестностью, неуверенность в своих силах и в том, что кто-то поможет, мнение окружающих. Поэтому кроме главного вопроса – особенности и отличия форм семейного устройства в РБ, рекомендуем затрагивать следующие вопросы:
- Причины семейного неблагополучия и сиротства. Как каждый из нас может помочь решить этот вопрос?
- У замещающих родителей есть не только обязанности, но и права, защищенность со стороны государства.
- Какая поддержка оказывается? Ведь главный страх людей, что замещающая семья и усыновление – это очень сложно и морально, и материально.
- Тайна усыновления – всегда ли она нужна и какие гарантии?
- Мифы о замещающем родительстве. Общественное мнение имеет большое значение для многих людей, поэтому важно заранее оговаривать сложившиеся стререотипы и ошибочные мнения общества. Основные заблуждения:
- Среди детей-сирот нет здоровых
- Плохая наследственность – обязательная характеристика детей-сирот
- Детей в семью берут только те, кто не может иметь своих
- Никто не должен знать, что в семье воспитывается чужой ребенок
- Лучше, чтобы у ребенка не было кровных родственников
- Как ни старайся, он все равно захочет уйти к биологическим родителям, ведущим аморальный образ жизни
- Невозможно полюбить чужого ребенка
- Ребенок никогда не будет благодарен.
- Только правда о ребенке! Еще одно заблуждение людей состоит в том, что органы опеки, сотрудники интернатных учреждений или медики могут скрыть серьезные заболевания детей, чтобы семьи не отказались их взять. Необходимо донести до граждан, что усыновление или создание замещающей семьи – это не приобретение «кота в мешке». Что о каждом ребенке предоставляется достоверная информация со всеми подтверждающими документами.
Также необходимо транслировать положительный опыт, эмоции и события, связанные с приемными, усыновленными детьми, прибегать к помощи действующих замещающих родителей. Нужно предоставлять информацию о тематических телеграмм-каналах, страничках популярных замещающих семей в Инстаграм, Тик-ток, прочих социальных сетях, которые транслируют свой положительный опыт воспитания детей.
Еще один способ актуализировать рассуждение и обсуждение важности проблемы сиротства и вопросов замещающего родительства в обществе – популяризация художественных и документальных фильмов, мультфильмов «Нахлебник», «Эксперименты Гарри Харлоу», «Я сюда больше никогда не вернусь», «Волчишко», «Дети без любви», «Лев», «Васька», «Исцеление детства», «Жди», «Невидимые», «Приключение Реми», «Янко + Яна», «Папаши без вредных привычек», «Это не навсегда», «Ничей», «Девочка из города», «Семья по-быстрому», «Магазинные воришки», «Дитя с Марса», «В поисках мамы», «Мать и мачеха», «Дом ветра» и пр.
Практические упражнения, которые можно предлагать потенциальным замещающим родителям и тем, кто уже проходит соответствующее обучение
Жизненные потребности
Какие есть потребности у детей и могу ли я их удовлетворить?
Любовь
Ласка
Забота
Контроль
Базовые потребности
Внимание
Помощь в подготовке уроков
Похвала
Воспитание
Совместная деятельность
Развитие
Безопасность
Саморегуляция
Поддержка
Признание
Принадлежность к семье
Безопасность
Стабильность
Свобода
Общение
Доверие
Положительные эмоции
Какие еще потребности я могу удовлетворить?
Риски и ресурсы семьи
Это обязательная процедура при проведении обучения кандидатов в усыновители, приемные родители, родители-воспитатели. Однако данную оценку семейных возможностей можно проводить и в рамках родительских собраний, собраний трудовых коллективов – среди тех, у кого есть желание уточнить данный аспект.
Представление о будущем
Составление легенд или сказок о будущем, а также известное многим сочинение о том, как ребенок появился в семье. Это упражнение можно проводить вместе с биологическими детьми. Сюда же относится упражнение, в ходе которого необходимо представить спектр эмоций и ощущений во время и после появления ребенка в семье.
Портрет ребенка
Упражнение, требующее воображения и формирования пожеланий. Предлагается составить возможный портрет ребенка (его внешности, возраста, пола, характера, особенностей, увлечений и пр.).
План квартиры
Схематичное, по возможности подробное описание плана жилья, где в последующем можно обозначить место для ребенка, распределить комнаты, запланировать место за столом для каждого члена семьи после появления малыша.
Распределение времени
Упражнение предполагает составление круговой диаграммы с процентным распределением каждой роли человека – семьянина, родителя, дочери или сына, брата или сестры, работника, подруги или друга, покупателя, пациента и прочих в зависимости от насыщенности жизни каждого. Далее необходимо изменить процентное соотношение, при необходимости убрать какую-то роль, чтобы выделить время на принятого в семью ребенка. Например, если это малыш в возрасте до 3-х лет, то часть с работой скорее всего уберется из диаграммы. Это упражнение позволяет максимально исключить неожиданности, получить представление о том, каким временем и какими занятиями придется пожертвовать и как распределить имеющийся временной ресурс, чтобы уделить ребенку достаточно внимания и стать для него полноценным родителем.
Список использованных источников
- Гайсина Г.И. Семейное жизнеустройство детей, оставшихся без родительского попечения: проблемы, тенденции, перспективы // Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РБ: достижения, перспективы: Мат-лы регион. НПК. – Уфа: «АСТАРТА», 2008. – С.18-25.
- Францкевич И.П. Рабочая тетрадь слушателя курсов подготовки кандидатов в усыновители. Составитель: педагог-психолог ГУО «Социально-педагогический центр Партизанского района г.Минска», 2023.
Приложение 1



Приложение 2
Вопросы анкеты для проведения на родительских и собраниях трудового коллектива (опросы могут быть анонимными)
- Я люблю перемены в жизни
- Мне комфортнее привычный жизненный уклад, постоянство и комфорт
- Я готов(а) воспитать ребенка
- Не считаю нужным брать на воспитание чужих детей, даже если они остались без родителей
- Моей заботы хватит на всех детей
- Я предполагаю наличие еще одного или единственного ребенка в своей семье через 5 лет
- Моих доходов хватит еще на одного члена семьи
- У меня есть с кем посоветоваться в сложной ситуации или, когда нужно сделать выбор
- Я люблю помогать другим людям
- Чужие дети могут вызвать у меня умиление или теплые чувства
- Я считаю, что каждый ребенок заслуживает иметь семью
- Я достаточно осведомлен (на) о проблеме сиротства в нашей стране
- Если придется кардинально поменять свою жизнь, я с этим справлюсь
- У меня есть надежный тыл в лице родственников
- Я сожалею о том, что дети становятся сиротами
- У меня нет жизненного ресурса и времени помогать сиротам
- Я знаю о замещающих семьях в нашем районе
- Считаю, что воспитывать детей – непосильный для меня труд
- У меня хватает в жизни сложностей, чтобы думать еще о чужих детях
- Хотел(а) бы помочь сиротам, но пока не знаю, как
- Никогда ранее не задумывался(лась) о проблеме сиротства
Задайте эти вопросы себе и своим близким. Возможно, именно вы сможете кому-то помочь, кого-то сделать счастливым!